Company Logo

Всплытие на поверхность

Статья посвящена двум потенциально опасным для жизни состояниям, напрямую связанным со всплытием на поверхность - газовой эмболии артерий и декомпрессионной болезни.

Оба состояния возникают в результате образования пузырьков, однако эти пузырьки имеют разное происхождение.

Газовая эмболия артерий возникает из-за перерастяжения легочной ткани, а ДКБ является результатом того, что инертный газ выходит из растворенного состояния и образует пузырьки в тканях и кровотоке.

Всплытие на поверхность состоит из трех этапов. Первый этап - начало, то есть для дайверов-любителей это тот момент, когда стрелка манометра приблизилась к красной зоне или подошел к концу бездекомпрессионный предел. Второй этап - совершение остановки безопасности на небольшой глубине в течение определенного времени. Третий этап — собственно всплытие. Поскольку артериальная газовая эмболия и ДКБ возникают при всплытии, нам следует помнить о важности правильного проведения каждого этапа: нельзя превышать бездекомпрессионные пределы, необходимо всегда совершать остановку безопасности и всплывать с надлежащей скоростью.

Можем ли мы полагаться на табличные значения бездекомпрессионных пределов, или стоит еще более ограничить длительность пребывания под водой, чтобы всплытие было более безопасным? Эксперименты Спенсера и Пауэлла были высоко оценены сообществом дайверов. Их результаты признаны всеми организациями, занимающимися подготовкой дайверов, а также большинством производителей подводных компьютеров. На настоящий момент нет объективных данных, свидетельствующих в пользу еще большего сокращения бездекомпрессионных пределов.

Остановки безопасности - это другое дело. Остановка безопасности представляет собой декомпрессионную остановку, совершения которой декомпрессионная модель не требует, так как вы не нарушили пределов допустимых значений. Эта остановка совершается в качестве меры предосторожности.

В 1975 году Энди Пилманис доказал важность и эффективность данной процедуры в ходе экспериментов, проведенных в барокамере Южнокалифорнийского университета (остров Каталина у западного побережья США). Хотя в распоряжении Пилманиса было ограниченное количество добровольцев, на схеме № 10 вы можете увидеть, что его эксперименты дали важные результаты. При погружении на 30 метров продолжительностью 25 минут (значения взяты из таблиц ВМФ США), совершение всего лишь двухминутной остановки безопасности на глубине 3 метров приводит к уменьшению количества пузырьков, определяемых доплс- ровским сканером, в пять раз. После пятиминутной остановки безопасности пузырьки в крови добровольцев вовсе не определялись. Эти ограниченные данные стали первой конкретной информацией, указывающей на то, что проведение остановки безопасности снижает риск возникновения ДКБ. В 1995 году Угуциони в соавторстве с другими учеными опубликовал результаты исследований, задачей которых была оценка влияния остановок безопасности на образование пузырьков в кровотоке после 28-минутного погружения на 30 метров с использованием ЕАNх. В исследованиях участвовали 50 добровольцев, каждый из которых совершил по два погружения: одно с 3-минутной остановкой безопасности на глубине б метров, а другое - без остановки. У 42 дайверов (84%) после погружения без остановки безопасности в кровотоке определялись пузырьки, в то время как после погружения с остановкой безопасности пузырьки выявлялись в кровотоке 18% добровольцев. Полученная информация также свидетельствует о несомненной пользе проведения остановок безопасности.

Довольно часто дайвмастера настаивают на том, чтобы дайверы возвращались на судно, имея в баллоне не менее 34 бар. Эта мера безопасности принимается для предотвращения несчастных случаев, связанных с недостатком дыхательной смеси.

Но иногда это правило может звучать примерно так: «Начиная декомпрессионную остановку, убедитесь, что в вашем баллоне осталось не менее 34 бар, и поднимайтесь на поверхность, когда у вас останется 7 бар». Это не значит, что вам стоит отказаться от планирования расхода воздуха и можно не оставлять резерв на случай выхода через прибой или сильного течения, однако при планировании следует помнить, что некоторое количество воздуха уйдет на остановку безопасности.

схема №10

Возвращаться на судно с достаточным запасом воздуха необходимо. Всегда рассчитывайте воздух так, чтобы его хватило на процедуру всплытия, и у вас остался резерв. В любом случае, если вы обнаружили корабль и не видите никаких препятствий для безопасного всплытия на поверхность, а в баллоне у вас еще осталось 34 бар или больше, вы можете провести несколько минут на глубине 3-6 метров, и только затем подняться на корабль.

Определение «правильной» скорости всплытия - очень сложная задача. Давайте рассмотрим, как скорость всплытия влияет на планирование любительских погружений при использовании холдейновской модели.

Теоретически мы можем ожидать, что чем ниже скорость всплытия, тем меньше вероятность возникновения баротравмы легких. Так происходит потому, что при меньшей скорости всплытия у дайвера остается больше времени на то, чтобы отреагировать на дискомфортные ощущения в грудной клетке, возникающие при перерастяжеиии легочной ткани, либо просто перестать задерживать дыхание до того, как проблема примет серьезный характер.

Тридцатилетний опыт ВМФ США, подкрепленный результатами тщательных экспериментов Спенсера, Пауэлла, Тельмана и многих других, показывает, что при нормальном дыхании скорость всплытия, равная 18 метров в минуту является оптимальной и не приведет к возникновению воздушной эмболии, если у вас нет таких предрасполагающих факторов, как травмы и заболевания легких. Таким образом, если данный вывод верен - а у нас нет причин в этом сомневаться - то дальнейшего снижения скорости всплытия может потребовать лишь вероятность возникновения ДКБ.

Если при оценке влияния скорости всплытия на вероятность возникновения воздушной эмболии мы «можем полагаться на интуицию, то для расчета вероятности возникновения ДКБ нам нужны экспериментальные данные. К счастью, мы можем обратиться к НАL с тем, чтобы сравнить три различных процедуры всплытия:

•       безостановочное всплытие на поверхность со скоростью 18 метров в минуту;

•       снижение скорости всплытия до 9 метров в минуту, начиная с глубины 18 метров;

•       всплытие со скоростью 18 метров с 3-минутной остановкой безопасности на глубине 5 метров.

Согласно расчетам НАL, при снижении скорости всплытия с 18 до 9 метров в минуту, действительно происходит уменьшение азотного наполнения во всех декомпрессионных составляющих за исключением наиболее медленных. Однако эти изменения незначительны по сравнению с уменьшением азотного наполнения, которое достигается при совершении 3-минутной остановки безопасности на глубине 5 метров. В условиях любительских бездекомпрессионных погружений, по расчетам , снижение скорости всплытия до 9 метров приносит такую же пользу, как остановка на 1 минуту на глубине 5 метров.

Проще говоря, результаты можно представить так: скорость всплытия приблизительно эквивалентна остановке на середине расстояния между начальной и конечной точками всплытия, а длительность остановки соизмерима со временем, которое затрачивается на всплытие с данной скоростью. В нашем примере всплытие со скоростью 9 метров в минуту с глубины 18 метров эквивалентно 1-минутной остановке на глубине 9 метров. Но при этом декомпрессионные составляющие не освобождаются от такого же количества азота, как при 3-минутной остановке на глубине 5 метров, поскольку остановка проходит на большей глубине, а длительность ее сокращается.

Согласно данным этой модели, трехминутная декомпрессионная остановка всегда является более эффективным способом декомпрессии, чем снижение скорости всплытия, однако, важно отметить, что, как следует из схемы № 11, остановка безопасности не приносит ощутимой пользы при погружении на малые глубины. При погружении на глубину менее 18 метров, любая из описанных процедур приведет к снижению уровня азотного наполнения менее чем на 5%.

схема 11

Как уже было сказано в описании холдейновской модели, для погружений на глубину более 30 метров контролирующей является 5-минутная декомпрессионная составляющая. Имея короткий период полувыведения, эта составляющая достаточно быстро избавляется от значительного количества азота во время остановки безопасности. Если же мы погружаемся на меньшие глубины, контролирующими становятся более медленные составляющие. При этом 3-минутная остановка безопасности теряет свою эффективность.

Мы можем взглянуть на проблему с другой стороны и использовать модель для того, чтобы определить, какую остановку безопасности нам следует совершить, чтобы снизить уровень азотного наполнения до 90% от бездекомпрессионного предела. Как показано на схеме №12, существует зависимость между глубиной погружения и длительностью остановки безопасности. Остановка безопасности продолжительностью в 1 минуту после бездекомпрессионного погружения на 46 метров достаточно эффективно снижает азотное наполнение контролирующей декомпрессионной составляющей, в то время как для достижения сопоставимого результата после бездекомпрессионного погружения на 12 метров, требуется 10 минут. Также на схеме № 12 показана кривая, отображающая 10% бездекомпрсссиопного времени (RDP) - как видите, она приблизительно соответствует длительности остановки безопасности. Хотя это чисто теоретическая оценка, мы можем предположить, что длительность идеальной остановки безопасности должна составлять 3 минуты или, при продолжительности погружения более 30 минут, 10% от времени на дне.

схема 12

Итак, холдейновская модель не устанавливает определенной скорости всплытия, и не существует данных о том, что ее снижение до уровня менее 18 метров в минуту является необходимой процедурой для предотвращения газовой эмболии. Тем не менее, следует помнить о том, что безопасность превыше всего. Поэтому на данный момент все чаще рекомендуется проводить всплытие со скоростью менее 18 метров в минуту. Это снижает вероятность того, что дайвер превысит скорость всплытия. Скорость 18 метров в минуту (или другую скорость, рекомендованную таблицами или подводным компьютером) следует рассматривать как максимальную скорость всплытия.

Также важно отметить, что существует различие между таблицами и подводными компьютерами при определении скорости всплытия и расчете погружения по холдейновской модели. Таблица (планировщик RDP или таблица, составленная на вашем персональном компьютере при помощи специальной программы) подразумевает, что вы всплываете с указанной скоростью. Если вы всплываете с большей скоростью, находясь при этом на грани превышения бездекомпрессионного предела, значение азотного наполнения ваших тканей может оказаться выше допустимого уровня.

Подводный компьютер может в определенных пределах изменять рекомендованное значение длительности бездекомпрессионного погружения, подстраиваясь к вашей скорости всплытия. Практически все создаваемые в наши дни компьютеры ограничивают максимальную скорость всплытия значением менее 18 метров в минуту и начинают издавать световые и звуковые сигналы при превышении этого значения. Некоторые компьютеры рекомендуют изменять скорость всплытия по мере приближения к поверхности. При этом рекомендованная скорость иногда может составлять б метров в минуту. Некоторые программы сокращают бездекомпрессионные пределы при превышении максимальной скорости всплытия.

Следует упомянуть о том, что в условиях технического и коммерческого дайвинга (в особенности - с использованием гелия) снижение скорости всплытия может иметь большую важность. Гелий растворяется в тканях быстрее, чем азот, поэтому при расчетах используются другие правила и значения. Отдельные факты свидетельствуют о том, что максимальная скорость всплытия при использовании тримикса и гелиокса должна составлять 9 метров в минуту.

Другие сведения поступают при использовании новых декомпрессионных моделей - «пузырьковых», которые, в отличие от холдейновской модели, пытаются предсказать формирование пузырьков в тканях организма и вызываемые ими эффекты. Эти модели могут, в частности, внести свой вклад в развитие декомпрессионного дайвинга. Согласно большинству пузырьковых моделей, с момента насыщения тканей инертным газом до уровня, когда необходимо совершение декомпрессионных остановок, скорость всплытия приобретает большую важность. В будущем эти модели, возможно, помогут нам усовершенствовать процедуру всплытия. 

Комментарии   

 
0 #1 Баур 25.11.2014 16:55
Здравствуйте! При подъеме на поверхность я слышу в ушах бурление. Глубина до 12 м. При остановках бурление прекращяется. Неужели так рассышаются газы из организма? Нормально ли это? Можно ли так получить ДКБ?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Contribute!
Books!
Shop!