Company Logo

Декомпрессионные погружения

Прошло не так много времени с тех пор, когда погружения, требующие совершения декомпрессионных остановок, в сообществе спортивного дайвинга были под запретом.

Развитие технического дайвинга сделало эти погружения допустимыми, хотя в любительском дайвинге они по-прежнему совершаются только в крайних случаях.

 

«... если вы работаете на оборудованном для погружений судне, к вашим услугам предоставляется платформа. Во всех остальных случаях, вам на глубину спускают ведро на веревке.

Вы просто садитесь верхом но это ведро и ждете, пока вас поднимут на нужную глубину для декомпрессии ...»

Такое описание декомпрессионного погружения дал Том Эди, водолаз ВМФ США, в своей книге «Мне нравится дайвинг»(1929).

 

Для расчета декомпрессионных погружений нам нужны дополнительные данные об уровнях азотного наполнения, находящихся за гранью допустимых значений. Нам понадобятся значения максимального азотного наполнения, по которым мы могли бы вычислить глубину необходимых декомпрессионных остановок. В условиях технического или коммерческого дайвинга, если мы совершаем погружения на гелиевых смесях, нам также придется адаптировать периоды полунасыщения декомпрессионных составляющих и максимальные значения наполнения тканей таким образом, чтобы можно было использовать гелий. Как только мы внесем описанные изменения, модель начнет работать так, как мы видели прежде.

Предположим, что вы совершаете 20-минутное погружение на глубину 46 метров на воздухе. При этом значение азотного наполнения во всех декомпрессионных составляющих с периодами полунасыщения менее 60 минут превышает допустимые пределы. Естественно, после этого вы не сможете совершить бездекомпрессионное всплытие. Пока вы поднимаетесь на поверхность, азотное наполнение одной из составляющих достигает максимально допустимого значения для данной глубины. В таком случае эта составляющая становится контролирующей, и вам приходится совершать декомпрессионную остановку, продолжительность которой должна быть достаточной для выведения значительного количества азота из тканей и всплытия к следующей остановке. При подъеме от одной остановки к другой, контролирующими становятся все более медленные составляющие (вспомните о том, что медленные составляющие являются контролирующими для погружений на малые глубины). По этой причине каждая следующая декомпрессионная остановка должна быть дольше, чем предыдущая.

декомпрессионные погружения

Согласно таблицам ВМФ США, при погружении на 46 метров вам придется совершить двухминутную декомпрессионную остановку на глубине 6 метров и семиминутную остановку на глубине 3 метра. В течение многих лет таблицы ВМФ США были наиболее популярными таблицами для расчета декомпрессионных погружений. По результатам экспериментов, проведенных военно-морским флотом США в 1950-х годах, таблицы признаны ограниченно годными для планирования декомпрессионных погружений на воздухе.

Здесь следует обратить внимание на слово «ограниченно». Известны случаи, когда декомпрессионные профили, составленные с помощью таблиц ВМФ США, оказались ненадежными.

В 1986 году Тельман успешно протестировал таблицы ВМФ США в условиях 60-минутных погружений на глубину 30 метров. Однако при совершении 60-минутных погружений на 36, 5 метров у одного из 20 добровольцев проявились симптомы ДКБ — даже несмотря на то, что декомпрессия рассчитывалась согласно требованиям 70- минутного погружения.

При проведении 40-минутного погружения на 45 метров длительность декомпрессии была увеличена в 1,6 раз, однако эксперимент показал, что даже этого не было достаточно для того, чтобы предотвратить возникновение ДКБ. В итоге Тельман определил, что при использовании воздуха максимальная длительность декомпрессионного погружения на 30 метров составляет 60 минут, а для погружения на 45 метров - 30 минут.

Тельман также протестировал три профиля повторных декомпрессионных погружений, каждый из которых включал погружения на глубину 30 и 45 метров. В ходе эксперимента было проведено 32 погружения, 6 из которых закончились возникновением ДКБ, и это притом, что общая длительность декомпрессионных процедур была увеличена на 63 - 83% относительно значений, указанных в таблицах.

Полученные данные свидетельствуют, что в некоторых случаях, используя холдейновскую модель, мы не можем создать надежный профиль повторных декомпрессионных погружений на воздухе. По мере того, как мы все больше превышаем бездекомпрессионные пределы, надежность модели снижается, особенно при планировании повторных погружений. Результаты исследований говорят о том, что при совершении любительских погружений на воздухе или найтроксе необходимо руководствоваться следующим правилом: если ваше погружение потребовало аварийной декомпрессии, позаботьтесь о том, больше в этот день не погружайтесь.

Теперь давайте обратимся к техническому дайвингу. На первый взгляд кажется, что описанное выше правило и его обоснование неприменимы к техническим погружениям. Техно-дайверы проводят намного более сложные погружения, чем те, которые совершались в ходе экспериментов Тельмана. Нередко проводятся повторные декомпрессионные погружения. Хотя в техническом дайвинге заболеваемость ДКБ немного выше, чем в любительском, симптомы этого заболевания у техно-дайверов встречаются намного реже, чем можно предположить по данным экспериментов Тельмана.

Причиной этого противоречия является то, что технические дайверы, проводя декомпрессионные погружения, используют не только воздух, но и другие газовые смеси. Они не применяют таблицы ВМФ США и достаточно часто следуют нехолдейновским декомпрессионным процедурам. Опыт показывает, что совокупность описанных действий снижает риск возникновения ДКБ.

Хотя на максимальной глубине декомпрессионных погружений техно-дайверы часто используют воздух, декомпрессионные процедуры проводятся с применением ЕАNх и чистого кислорода. По мере всплытия дайверы переключаются со смеси на смесь (не забывайте, что Р02 во время декомпрессии должно оставаться в пределах 1,6 бар/аса). Это позволяет снизить длительность декомпрессии, поскольку формирование пузырьков определяется давлением окружающей среды, а скорость выведения азота из декомпрессионных составляющих зависит от градиента давления в легких. Это особенно заметно при использовании чистого кислорода, что возможно лишь на глубине менее 6 метров, где его парциальное давление составляет 1,6 бар/аtа.

ЕАD для кислорода равна -10 метрам. Поэтому при использовании чистого кислорода на глубине 6 метров выведение азота из организма происходит быстрее, чем на поверхности, а окружающее давление при этом снижает образование пузырьков. Эта процедура значительно сокращает время необходимой декомпрессии. Как говорит известный эксперт в области декомпрессионного моделирования Р. В. Гамильтон, «чем короче декомпрессия, тем выше ее надежность». Техно-дайверы применяют те же самые процедуры при использовании гелиевых смесей.

Для декомпрессионного моделирования технические дайверы не пользуются таблицами ВМФ США (либо пользуются изредка). Фактически, они вообще достаточно редко используют печатные таблицы. В настоящее время в техническом дайвинге чаще всего применяется программное обеспечение для персональных компьютеров. Оно позволяет создавать специальную таблицу глубин и расхода газов для каждого конкретного погружения. Таблицы можно использовать в сочетании с подводным компьютером для технических погружений, позволяющим переключать газовые смеси под водой. Программное обеспечение для персонального компьютера, как и подводный компьютер, используют намного меньшие максимальные значения азотного наполнения, чем те, которые применяются в стандартных таблицах ВМФ США для погружений с использованием воздуха. При прочих равных условиях это повышает безопасность плана погружения.

И, наконец, для планирования погружений технические дайверы применяют методы, не предусмотренные холдейновской моделью. Например, совершаются декомпрессионные остановки на большой глубине, что не соответствует требованиям холдейновской модели. Это обусловлено тем, что новые модели свидетельствуют о значительном повышении эффективности декомпрессии при увеличении глубины декомпрессионных остановок (особенно при использовании гелиевых смесей). Нормальной практикой в техническом дайвинге является превышение необходимой длительности одной – двух

 

Шла Вторая Мировая война. Выполняя свой долг, военнослужащие сип Союзников подвергались воздействию ДКБ почти каждый день. Но, то, что стало бы проблемой в мирное время, в условиях военных действий было лишь незначительным неудобством. Война продолжается вне зависимости от того, возникает у солдат ДКБ или нет. Что действительно было неожиданно, так это то, что заболевание возникало не у военных водолазов, а у летчиков.

Армады бомбардировщиков и сопровождавшие их истребители, каждый день пролетавшие над Ла-Маншем, подвергались действию пониженного давления, поскольку бомбардировки объектов противника проводились с высоты более 9100 метров. Это было связано с тем, что но такой высоте эффективность противовоздушной обороны была значительно ниже. Поначалу предполагалось, что экипажи бомбардировщиков и пилоты истребителей страдали от гипоксии - пониженного содержания кислорода. Однако применение автономных систем кислородного обеспечения не помогло полностью исключить все симптомы, возникавшие у летчиков на большой высоте.

Ко времени окончания войны силы Союзников провели сотни операций. Помимо нанесения значительного урона силам противника, эти полеты предоставили исследователям ценнейшие донные о возникновении декомпрессионной болезни. В 1945 году, основываясь на полученных донных, доктор Венке написал трактат, впервые приравнявший ДКБ, возникающую при подъеме на большую высоту к ДКБ, возникающей в условиях дайвингa.

 

последних перед всплытием декомпрессионных остановок и дыхание кислородом на поверхности. Использование всех описанных процедур повышает уровень безопасности технических декомпрессионных погружений.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Contribute!
Books!
Shop!