Company Logo

Особенности погружения на затонувший объект

В старых фильмах водолазы в трехболтовом скафандре сражаются с гигантскими осьминогами,

которые обязательно прячутся внутри каждого затонувшего корабля, охраняя сундук с сокровищами. Если вы ждете чего-нибудь в этом роле, мы вынуждены вас разочаровать. Дайверов, ныряющих на затонувшие объекты ради удовольствия и приключений, ожидают иные опасности - будьте заранее к ним готовы. Гигантские осьминоги встречаются очень редко, а неприятности, которые ждут вас на затонувшем объекте, более рутинного свойства. Сейчас вы узнаете, почему надо быть осторожным при погружении к объектам, лежащим на глубине более 18 метров почему перед погружением к новым для вас затонувшим объектам нужно проконсультироваться с людьми, которые уже ныряли к ним, и какие опасности связаны с обследованием затонувшего объекта изнутри.

 

Пять главных опасностей при погружении к затонувшим объектам

 

Есть несколько опасностей, связанных с погружением к любым затонувшим объектам; их очень легко избежать, если подготовиться к ним заранее.

 

Острые предметы. Вы можете пораниться и разорвать костюм о кусок ржавого металла, расщепленное дерево, осколки стекла и т.д. Объекты, затопленные "специально", обычно имеют меньше острых углов и краев, но все же с течением времени металл ржавеет и становится острым, как нож. Чтобы не задеть предметов, лежащих на дне, старайтесь тщательнее регулировать свою плавучесть; погружаясь к затонувшим объектам, всегда надевайте грубые защитные перчатки. На случай, если вы все-таки случайно порежетесь, лучше заблаговременно сделать прививку от столбняка.

 искатели сокровищ

Запутывание. Запутаться на дне довольно трудно, но на затонувших судах часто бывают веревки, обрывки рангоута и другие незакрепленные концы. Поскольку обломки судов привлекают рыбу, там ее часто ловят сетями. Бывает, что тонкие тросы и рыбачьи сети цепляются за обломки корабля и рвутся. Избегайте таких обрывков - всегда смотрите, куда плывете. Чтобы не натолкнуться на них и не проплыть подними, смотрите также вверх и вокруг себя. Погружаясь на затонувшие объекты, берите с собой острый нож с гладким и зубчатым лезвием - он пригодится вал», если вы не сможете выпутаться вручную.

 

Подводные Обитатели. Затонувший корабль очень скоро превращается в искусственный риф, и на нем могут поселиться стрекающие морские животные, обитающие в данном районе. Избегайте встречи с ними таким же способом, как и на естественном рифе: следите за тем, чего касаются ваши руки, ноги и колени, надевайте гидрокостюм и перчатки, не трогайте животных, которых вы не знаете.

 

Неустойчивость конструкции, с течением времени затонувшее судно ветшает и разрушается: местами его корпус проседает, в переборках образуются отверстия, стены перекашиваются. Подчас это чревато обрушением стен и обвалом. Старайтесь не плавать вокруг объектов, которые находятся в неустойчивом положении. Если вы видите, что в каком-то месте корпус затонувшего корабля проседает и может обвалиться, держитесь от этого участка подальше. Не проплывайте под предметами, которые могут упасть на вас.

 

Движение воды и эффект "засасывания". Волны и движение волы сквозь обломки может вызывать периодический эффект “засасывания" или быстрый поток через закрытые пространства и люки. Если море сильно волнуется, берегитесь потоков волы на затонувшем объекте и держитесь подальше от узких мест, люков и закрытых пространств. Лучше отложить погружение до тех пор, пока волнение не закончится.

 

На что обратить внимание при глубоком погружении на затонувший объект

Часто погибшие суда лежат на глубинах более 18 метров; именно поэтому многие лайверы интересуются глубоководными погружениями. Прежде чем погружаться к затонувшему объекту, лежащему глубже 18 м, надо решить четыре вопроса:

 

Учиться нырять на глубины более 18 метров лучше под руководством профессионального инструктора.

В результате под присмотром инструктора вы получите практический опыт погружений на глубину.

 артефакты

Подвесить запасной баллон на глубине 5 метров. Как вы уже знаете из статей о глубоких погружениях, рекомендуется подвешивать на глубине 5 метров запасной баллон с регулятором - на случай аварийной декомпрессионной остановки, или чтобы можно было сделать остановку безопасности, когда воздух на исходе. Не забудьте про другое снаряжение, которое может пригодиться вам для погружения на глубину в местных условиях.

АЗОТНЫЙ наркоз. Когда будете планировать погружение, принимайте во внимание азотный наркоз. Он может нарушить координацию движений, так что вы будете задевать предметы на своем пути.

 

Учесть сокращение бездекомпрессионного времени. Чем глубже вы погружаетесь, тем меньше ваш безлекомпрессионный предел и тем быстрее вы расходуете воздух. Имейте это в виду, когда планируете погружение.

Иногда можно продлить время без декомпрессии, следуя показаниям компьютера по многоуровневому профилю, а на некоторых затонувших объектах можно пользоваться “Колесом”. Однако на большинстве затонувших объектов перепады глубины для этого недостаточны. Если вы ныряете на обогащенном воздухе, затонувший объект - отличный повод воспользоваться дополнительным временем, которое предоставляет вам обогащенный воздух.

 

Консультации с местными дайверами

 

Погружаясь к затонувшему объекту в первый раз, особенно в новом для вас районе, бывает полезно выслушать советы местного инструктора, дайвмастера или просто опытного лайнера. В разных районах и на разных затонувших объектах техника погружений может различаться. и полезно спросить других о том, как лучше действовать в данном случае.

 

Спросить совета у других дайверов следует еще и потому, что каждый затонувший объект не только по-своему интересен, но и по-своему опасен. Дайвер, который с ним уже знаком, расскажет вам о том, чего следует ожидать, и таким образом поможет вам спланировать погружение.

 

Обследование затонувших объектов изнутри. Бывает, что на хорошо сохранившихся затонувших объектах открытые люки и коридоры так и манят внутрь. Казалось бы, в этом нет ничего страшного, потому что никакая конкретная опасность вам не угрожает. Тем не менее, при отсутствии специальной подготовки и снаряжения обследование затонувшего объекта изнутри чрезвычайно опасно. К сожалению, в этом разделе мы не сможем рассказать о технике проникновения внутрь затонувших объектов. При их обследовании изнутри, когда путь наверх закрыт, вам угрожают целых пять серьезных опасностей, поэтому очень важно понять, почему не следует заплывать внутрь затонувших объектов, не имея соответствующей подготовки и снаряжения.

 

Потеря направления. Пока вы находитесь снаружи, вы уверены, что не заблудитесь. Но. оказавшись внутри, очень легко растеряться, особенно если объект лежит на боку. Наклонившиеся коридоры и незаметные дверные проемы могут сбить вас с толку и направить по ложному пути. Часто лабиринт, ведущий в тупик, кажется выходом наружу. Внутри затонувшего объекта очень легко потерять направление.

 

Невозможность быстро всплыть на поверхность. Если у вас кончится воздух или возникнет другая аварийная ситуация, то, чтобы всплыть на поверхность, вам придется сначала выбраться из затонувшего корабля или самолета. Аварийное контролируемое или неконтролируемое всплытие в этом случае невозможно.

 

Узкие проходы. Внутри затонувшего объекта вы можете оказаться в проходе, настолько узком, что в нем трудно развернуться. В такой ситуации очень легко зацепиться за что-нибудь острое или неровное; вам даже может не хватить места для того, чтобы развернуться и выйти из прохода. В аварийной ситуации, когда вам с партнером приходится дышать из одного регулятора, вы просто не сможете проплыть через узкий проход.

 

Падающие предметы. Двигаясь, вы можете вывести из равновесия плохо прикрепленные предметы, и они могут упасть прямо на вас или заблокировать выход, упав перед вами.

 

Ил. Большинство затонувших объектов занесено илом (мелкими осадочными частицами), который очень легко взмутить движениями ласт, рук или даже пузырями выдыхаемого воздуха. Видимость при этом может уменьшиться практически до нуля, что крайне затруднит поиски выхода.

 

Очевидно, что обследовать затонувшие объекты изнутри могут только люди, имеющие специальную подготовку и снаряжение, чтобы избежать всех перечисленных опасностей. Если вы всерьез этим интересуетесь, можно начать со спецкурса РАЭ1 \Угеск 01Уег, где вас научат технике проникновения внутрь затонувших объектов, применение которой ограничено любительскими погружениями. Специально поинтересуйтесь у своего инструктора, можно ли вам проникнуть внутрь затонувшего корабля или самолета, и будете ли вы делать это в процессе обучения (это упражнение необязательно).

 



Contribute!
Books!
Shop!