Планирование и техника безопасности при погружении с буксировщиком
Вы уже умеете определять свои ограничения по воздуху и бездекомпрессионному времени при планировании погружения, а также учитывать другие ограничения, например, температуру воды и физическую утомляемость.
Но теперь вы погружаетесь с буксировщиком. У вас появляется еще одно ограничение: предел работы аккумулятора. Если не хотите застрять на полпути к месту всплытия из-за заглохшего скутера, вам придется учитывать срок работы аккумулятора, планируя погружения. Кроме того, буксировщик прибавит еще и других забот, если внезапно заглохнет или не сможет вовремя остановиться. Помимо этого, надо принять во внимание изменения, связанные с взаимодействием с окружающей средой, общением с напарником и другими дайверами.
Планирование расхода энергии
При планировании погружения с буксировщиком запас энергии аккумулятора учитывается, как любой другой предел - воздуха или бездскомпресснонного времени. Не ошибитесь в опенке предела работы батареи буксировщика, иначе вам предстоит долгое и изнурительное плавание по поверхности с заглохшим скутером, или, еще того хуже, придется с ним распрощаться, поскольку у вас не останется сил нести его назад на себе.
Само собой разумеется, лучше начать новый день с полностью заряженным аккумулятором. Лучше всего, чтобы он был полностью заряжен перед каждым погружением, но так получается не всегда. Независимо от того, заряжен он полностью или нет, надо планировать погружение так, чтобы оставался запас энергии, т.е. консервативно. Чтобы аккумулятор подольше не садился, по возможности старайтесь кататься на скутере помедленнее.
Определение точки, в которой надо поворачивать обратно. На мелководье и в теплой воде время вашего погружения бывает в большей степени ограничено работой аккумулятора, чем запасом воздуха или временем без декомпрессии. При этом о запасе воздуха и бездекомпрессионном времени вы можете узнать, прочитав показания подводного компьютера или манометра, а вот индикаторы заряда аккумулятора на многих буксировщиках не предусмотрены. Даже если они есть, к их показаниям следует отнестись критически, потому что аккумуляторы устроены таким образом, что очень трудно точно определить количество оставшейся в них энергии. Если из вашем скутере нет индикатора заряда аккумулятора, обязательно возьмите с собой вольтметр, чтобы измерять заряд до и после каждого погружения.
Обычно расход энергии определяется исходя из времени катания на буксировщике. В инструкции производителя, как правило, дается оценочное время работы, которое надо принять за точку отсчета, имея в виду, что со временем его возможности становятся меньше. Единственный способ точно узнать, сколько проработает ваш аккумулятор, - это периодически испытывать его в "контролируемых" условиях, т.е. в бассейне, плавая вокруг корабля, до тех пор, пока его скорость замелю не снизится. При погружении, чтобы следить за расходом энергии, надо засечь время работы буксировщика и наблюдать за индикатором расхода энергии, если он есть. Очень удобно пользоваться для этого подводными наручными часами, в которых есть функция таймера. Ответственность за контроль времени работы вашего буксировщика всецело лежит на вас.
Поскольку запас энергии должен оставаться всегда, разумно использовать для оценки оставшейся энергии правило одной трети. Используйте 1/3 энергии аккумулятора (а также, если можете, 1/3 запаса воздуха и безлекомпрессионного времени) по пути к цели погружения, 1/3 по дороге обратно и 1/3 оставьте про запас. Таким образом, если по результатам испытаний вашего аккумулятора хватает на один час (большинство буксировщиков работает гораздо дольше), выделите 20 минут на дорогу к цели, 20 минут на дорогу обратно и 20 минут оставьте про запас.
Другое ограничение, которое надо принять во внимание, - какое расстояние вы сможете проплыл» с заглохшим скутером. Дальше уплывать не следует (иначе вы рискуете остаться без буксировщика). Имейте в виду, что при буксировке скутера на себе ваш расход воздуха сильно увеличится. Правильное решение - кататься вокруг того места, где вы собираетесь выхолил» из воды, чтобы до него всегда можно было без труда доплыть. Вместо того чтобы заплывать слишком далеко, попробуйте бош тщательно исследовать близлежащую территорию. Такая прогулка возможна и в том случае, если аккумулятор заряжен не полностью или вы точно не знаете, надолго ли его хватит.
Некоторые дайверы, ныряющие с буксировщиком, берут с собой надувной поплавок и сигнальный буй. Поплавок может пригодиться, если вы затопили свой скутер или из-за недостатка воздуха вам приходится плыть по поверхности. В чрезвычайных ситуациях, например, если приходится бороться с очень сильным течением, из соображений безопасности неработающий буксировщик лучше бросить. Сигнальный буек, который вы к нему привязали, поможет в последствии его найти. Есть буксировщики, оборудованные устройством регулировки плавучести, с помощью которого затопленную машину можно поднять на поверхность. Кроме того, это удобно при выходе из воды и входе в нее.
Если ваш скутер заглох, его пало отбуксировать обратно на корабль или на берег. Плавучесть у скутеров обычно почти нейтральная, но все равно его буксировка требует некоторых усилий. При затоплении скутер становится очень тяжелым. Если буксировщик вашего напарника на ходу, он может отбуксировать вас и вашу машину к месту выхода из ваш - это надо сделать немедленно, потому что из-за добавочной нагрузки батареи салятся быстрее. Даже если буксировщик вашего напарника двигается слишком медленно и вы не успеваете добраться до места на нем. все равно расстояние, которое вам и вашему- напарнику придется преодолеть вплавь, таща за собой буксировщик, значительно сократится.
Буксировщик не выключается: это бывает довольно редко, но все же случается - в основном из-за повреждения стартового механизма (Trigger assemdly) или когда он забит песком или камешками. Часто с этим можно справиться: для этого необходимо предупредить своего напарника, повернуть к месту выхода из ваш и. добравшись до него, ездить по кругу на небольшой глубине, пока не сядет аккумулятор. Но если сделать это не получается (скажем, из-за рельефа дна) или аккумулятор разряжается слишком долго, надо предпринять следующий шаг.
Если вы находитесь недалеко от дна, самый простой выход - уткнуть буксировщик носом в грунт (старайтесь делать это там. где нет живых организмов) и ждать, пока сядет аккумулятор. На это может уйти некоторое время (возможно, имеет смысл выйти из воды, отметив место нахождения буксировщика буйком, а потом вернуться за ним). Не пользуйтесь этим способом, если вы плывете далеко от дна и не можете совершить медленный контролируемый спуск с остановками для продувания, Быстрый спуск чреват травмами, например, барабанных перепонок, если вы своевременно не продуваетесь.
Еще можно нарочно намотать что-нибудь на винт, чтобы его заклинило: суньте в него перчатку, сумку для подводных находок и т.д. (Мы нисколько не сомневаемся в вашем уме и сообразительности, но все же на всякий случай заметим: в пылу борьбы со скутером не засовывайте под кожух ничего жизненно важного: подводный компьютер, регулятор, руку, лицо и т.д.) В результате гребной винт остановится, скорее всего, сломав шпильку (или то, что ее заменяет в системе передач), а мотор будет работать до тех пор, пока не сядет аккумулятор. Если винт прикреплен к валу намертво, мотор может сгореть.
Самое простое, что можно сделать, хотя и с риском потери скутера, - просто отпустить его на свободу. В большинстве случаев его можно будет впоследствии найти, особенно если вы направите его в сторону берега или того места, где вы будете выходить. Но если вы его все-таки не найдете, знайте: как бы ни была вешка ваша потеря, здоровье и безопасность все-таки дороже.